Цели курса занятий:
· создание условий для развития стремления к самопознанию и саморазвитию, в приобретении умений, необходимых для выбора профессии.
· развитие навыков планирования и выстраивания жизненных приоритетов.
Акцент в программе развивающих занятий делается на развитие у учащихся основных факторов профессионального самоопределения:
· развитие Я-концепции;
· информированность;
· эмоциональное отношение;
· умение планировать свою профессиональную жизнь.
Составляющие развивающих занятий:
· Получение обратной связи участников на свои мнения и поступки; восприятие себя через восприятие другого.
· Эмоциональное отношение к ситуации выбора своей будущей профессии.
Эмоциональный компонент в формировании профессиональных предпочтений проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
· Построение своих жизненных планов.
Развитие личностных качеств – ответственности, целеустремленности, упорства и коммуникабельности.
Блоки программы.
· Диагностический блок – выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных направлений. Определение мотивации выбора.
· Информационный блок – получение учащимися информации:
о своих личностных особенностях – формирование готовности к самоанализу и самооценке. Данный блок включает в себя диагностическую, просвещенческую (лекции и семинары) работу. Важной составляющей данного блока является определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.
· Развивающий блок – развитие и формирование у подростков коммуникативных навыков и умений, навыков планирования и самоопределения.
· Консультативный блок – консультирование учащихся и родителей по вопросам профессионального и личностного самоопределения подростков.
· Блок взаимодействия – осуществление работы происходит не только в системе «психолог-учащийся», но и в системах «психолог-родители», «психолог-учащиеся-родители». Важной составляющей каждой системы является учитель (классный руководитель), который непосредственно осуществляет некоторые этапы взаимодействия.