Тренинговые занятия с учащимися старших классов

Что же такое тренинг? Для тех, кто хотя бы раз принимал участие в тренинге, это понятно и без определений. Остальным же довольно сложно об этом рассказать. Рассказывать о тренинге – это все равно, что рассказывать о вкусе спелой и сочной вишни: полностью прочувствовать прелесть ее аромата можно только тогда, когда сам попробуешь. Тренинг— метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

 

Собственно тренинг занимает достаточно длительный период (несколько дней по 4-6 часов), поэтому в школе психологи часто практикуют развивающие занятия с элементами тренинга или тренинговые занятия.

 

В МБОУ СОШ №129 тренинговые занятия проводятся на следущие темы и с использованием техник арт-терапии:

  •  Мир эмоций и чувств (для учащихся 9-11 классов)

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной рефлексии, формирование навыков анализа и понимания учащимися собственных эмоций и эмоций других людей. Получение знаний о конструктивных моделях управления своим эмоциональным состоянием и т.д.

  •  Игры общения (для учащихся 9-11 классов)

Цель: развитие коммуникативных навыков учащихся, получение информации о конструктивных моделях поведения и взаимодействия, а также разрешения конфликтных ситуаций.

  •   Познавая себя (для учащихся 5 классов)

Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся, снятие негативных переживаний по поводу поступления в 5й класс, получение информации о методах и приемах саморегуляции своего поведения и эмоционального состояния.