В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе.
В связи с ФГОС в рамках образовательного учреждения у обучающихся отслеживаются особенности развития учебных универсальных действий (УУД).
УУД – означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока.
- Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.
Параметры ЛУУД:
- Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
- Знание моральных норм
- Умение выделить нравственный аспект поведения
- Действия смыслообразования.
- Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимся собственной учебной деятельности. К ним относятся:
- Целеполагание как постановка учебной задачи
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль способа действия и результата
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план действий и в учебную деятельность
- Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить.
- Волевая саморегуляция.
- Познавательные универсальные учебные действия включают общенаучные, логические, действия постановки и решения проблем.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Поиск и выделение необходимой информации
- Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объектов
- Умение структурировать знания
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
- Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- Смысловое чтение
- Построение логической цепи рассуждений
- Доказательство
- Установление причинно-следственных связей
- Аналитико-синтетические умения
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, групповое взаимодействие.